Икона "Преподобный Михаил Клопский со сценами жития"

ИКОНА ПРЕПОДОБНЫЙ МИХАИЛ КЛОПСКИЙ СО СЦЕНАМИ ЖИТИЯ 

(I половина XIX в.
Дерево, темпера
31,1 х 25,6 х 2,1 см.)                                      (Инв. ГРМ ДРЖ Б 249)

Происхождение иконы неизвестно. В начале XX века она хранилась в коллекции Николая Петровича Лихачева, выдающегося петербургского ученого собирателя памятников письменности и искусства. В 1913 году иконная часть коллекции (около 1500 экспонатов) была передана Н.П.Лихачевым Русскому музею; так в музее оказалась и икона новгородского подвижника. Внимание первых исследователей древнерусской живописи нередко привлекали не только древнейшие произведения византийской или древнерусского искусства, но и произведения XVIII-XIX вв. и даже начала XX столетий. Н.П.Лихачева особенно интересовали примеры редкой иконографии. Несмотря на то, что святой Михаил Клопский был одним из самых почитаемых "преподобных отцов новгородских", к подобным иконографическим редкостям можно отнести и икону Русского музея.

Сцены жития преподобного Михаила изображались в среднике иконы среди скалистого пейзажа: 1) Чудесное явление Михаила в монастырской келье; 2) игумен Феодосий вопрошает Михаила; Михаил участвует в церковном пении; 3) Михаил молится "о бездожии"; 4) князь Константин (Константин Дмитриевич Углицикий) узнает Михаила; преставление святого Михаила Клопского.

Первая редакция жития святого была создана в стенах самого Троицкого Клопского монастыря в конце 70-х гг. XV в., на основ преданий о святом, подвизавшемся в обители в 1410-х - 1450-х гг. Это житие сильно отличается от других произведений агиографического жанра, что вызвало некоторые изменения в текстах последующей редакции (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Часть I. Л., 1988. С.302-305). Так, житие Михаила ничего не рассказывает о его рождении, родителях, обучении и пострижении. Оно прямо начинается с того момента, когда святой чудесным образом появляется в монастыре и поражает игумена Феодосия и братию своими странными ответами. ("Прихожение Милайла уродиваго Христа ради ко святей Троицы на Клопско"). Интересно, что и на иконе Русского музея все житийные композиции, кроме последней - "Преставление Михаила", - иллюстрируют самые печальные эпизоды монастырской жизни святого. Все его последующие чудеса, пророчества, исцеления не получают отражения в иконописном произведении.

Иконописец, написавший образ, был замечательным мастером так называемого подстаринного письма. Множеством черт икона напоминает произведения иконописи городов Поволжья второй половины - конца XVII в. Самый обычай изображать сцены не в виде образующих четырехугольное обрамление средника, а в виде свободно размещенных среди условного пейзажа композиций, распространился во второй половине XVII столетия. Способы изображения человеческих фигур, скалистых горок с лещадками, сплошь покрытых орнаментальным узорочьем постройка также свидетельствует, что иконник начала XIX в. сохнательно ориентировался на традиции века XVII-го.

В каждой житийной сцене так или иначе представлен Троицкий Клопский монастырь, то как "нрад", окруженный стенами, на берегу реки Веряжи, где Михаил молится о прекращении засухи и открывает "источник неисчерпаемый", то как внутренний вид монашеской кельи или монастырской церкви. Но эти изображения выполнены так же условно, как писали "град" или "палаты" в XVII столетии, и являются лишь указанием на обстоятельства событий, описанных в житии, а не изображением реальных монастырских зданий.

 

© 2010 Свято-Троицкий Михайло-Клопский мужской монастырь
Создание сайта: Pavrona.ru