История Клопской обители

Время основания Клопской обители неизвестно: когда и кем была основана — об этом не сохранилось решительно никаких сведений.

В 1408 г., когда пришел в Клопскую обитель блаженный Михаил и когда впервые о ней упоминается в летописях, — она уже существовала. Из этого факта, что к приходу блаженного в обители имелись уже две деревянные церкви и трапезная, можно заключить, что обитель существовала до 1408 г. порядочно времени. В дальнейшем, до самой блаженной кончины преподобного Михаила в 1453 г., история Клопской обители тесно связана с его пребыванием в ней. Мы уже знаем, в 1419 г., по совету блаженного, ближайшим родственником его — князем Константином Димитриевичем — был построен в 60 дней первый в обители каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

Троицкий соборПосле кончины блаженного Михаила этот каменный Троицкий храм, построенный князем Константином Димитриевичем, существовал еще 110 лет. В 1562 г. он, за ветхостью, был разобран и на его месте выстроена новая, существующая доныне, каменная соборная церковь во имя Живоначальной же Троицы.

Новгородская летопись так говорит об этом важном событии: «В Клопском монастыре старую церковь каменную Святыя Троицы разобраша, где положены быша мощи преподобного отца нашего Михаила Клопскаго чудотворца, и вновь церковь построиша, и гроб повелением благочестиваго государя царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России, а на строение из своей казны подал 50 рублев» (под 7070 г.).

Около этого же времени построена и трапезная церковь во имя святителя Николая чудотворца.

В смутное на Руси время, в 1611 или в 1614 (по другим сведениям) году обитель была совершенно разорена и сожжена шведами. После этого на месте ее остались одни лишь голые стены, которые стояли в таком виде 20 лет, до 1631 (или 1634) года, когда обитель была возобновлена иждивением царя Михаила Феодоровича, который покровительствовалей. Возобновлена была обитель на средства Новгородского приказа и царский вклад. Кроме царя не оставляли ее затем своим покровительством и вкладами многие русские бояре и боярыни. Таковы, например: Нащокин, Боборыкин, Черкасский, боярыни Хитрово, Сицкая, Пронская и др. Благодаря усердию и радению этих лиц, обитель устраивалась и благоукрашалась. К этому времени относится и первоначальное расписание живописью стен в Троицком соборе. В XVIII в. обитель имела уже 689 душ собственных крестьян.

В позднейшее время в истории Клопской обители не было никаких особых или замечательных событий. По штатам 1764 г. она причислена была к третьему классу монастырей с настоятельством игуменским. В самое последнее время, вследствие многих неблагоприятных условий, Клопская обитель начала быстро клониться к упадку, число братии в ней дошло до 10 человек. Ввиду этого, по мудрому усмотрению преосвящейнейшего Арсения, архиепископа новгородского, МихаилоКлопский монастырь, определением Святейшего Синода был превращен в женский, с таким числом сестер, какое обитель в состоянии содержать на свои средства. Бывшая же малочисленная братия мужской обители была расселена по другим новгородским монастырям.

В настоящее время МихаилоКлопская обитель быстро поправляется во всех отношениях и разрастается. Число сестер в ней достигает уже до 40. Благодаря неусыпным трудам и заботам новой настоятельницы, игумении Маргариты, обитель, уже теперь из запущенного состояния, в каковом она находилась, приведена в благопристойный и образцовый вид.Клопский монастырь

Главная святыня монастыря — это мощи преподобного Михаила Клопского чудотворца, почивающие в Троицком соборном храме, у южной стены. Мощи почивают под спудом, под бронзовой, позолоченной ракой с резным балдахином на 12 колоннах. Рака эта устроена в 1806 г., под усердием игумена Герасима Гойдукова, бывшего впоследствии архимандритом московского Симонова монастыря. Храмов в Клопской обители — два. Главный, соборный во имя Святой Троицы, квадратный с 4мя столбами внутри и 5ю главами на кровле. По сторонам его — два придела XVI в.: с южной стороны — Покрова Богородицы, а в правом предолтарьи — преподобного Михаила Клопского. Это храм летний. Другой, во имя св. Николая чудотворца, теплый, для зимних служб. В нем также, как и в Троицком, два придела: Тихвинской иконы Божией Матери и св. Иоанна воина. Оба придела устроены уже в истекшем столетии, 1811–1812 гг. К Никольскому храму примыкают кельи настоятельницы, а нижний этаж занят трапезной и помещением для рабочих людей. Монастырь окружен каменной стеной, более толстая часть которой приспособлена для келий, в которой живут сестры.

Троицкий храм поражает каждого посетителя своим величием и благолепием. Высота его — 7 сажен до сводов, на которых держится купол с четырьмя окнами. Стены храма, а также и колонны, поддерживающие купол, сплошь расписаны живописными изображениями из евангельской истории и из истории православной церкви. Храм был расписан вскоре же по возобновлении обители царем Михаилом Феодоровичем (в 1631–

1634 гг.). В царствие императора Александра I, живопись (правда, не вся) была реставрирована. Прежде всего, здесь обращают на себя внимание большие изображения подвижников церкви, а также святых патриархов и других святителей. Есть даже изображения свв. Римских пап: Климента, Григория и Льва. Вглядевшись внимательно, различаешь группы, изображающие в лицах молитву Господню по прошениям. Есть,

например, целая картина: Изображен Спаситель, насыщающий толпу хлебом и внизу подпись: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Замечательно также изображение прошения «Не введи нас во искушение»: представлен здесь разрез комнаты, в ней — столы; налево за столом — седой старец и юноша, а между ними полунагая женщина, которую старец обнимает; направо, за низеньким столом группа играющих, по-видимому, в кости, и пирующих. Далее — «но избави нас от лукавого» — диаволы влекут грешников в вечный огонь, на муку. Есть здесь и картинное изображение Символа веры, тоже по членам. Огромную часть левой стены, не менее 3х квадр. сажен, занимает изображение Иисуса Христа на суде старейшин иудейских.

В Клопской обители замечательны, по своей древности, следующие иконы: 1) храмовая Св. Троицы, окруженная библейскими сказаниями об Аврааме, Исааке и Иакове, в бронзовой вызолоченной ризе. Под иконой имеется летописная запись: «В лето 7076 (1568) сентября 28, в неделю, в монастырь Живоначальныя Троицы принесли образ новой написан Живоначальная Троица с деяньем, а написал иконник Никифор диакон Грабленой, а встречали тот образ игумен и братия со кресты, при игумене Феодосии, 2) икона преподобного Михаила, весьма древнего письма, в чудесах. В ризнице монастырской находится: 1) три креста напрестольных серебряных: один из них приложен игуменом Корнилием в 7087 (1578) году; другой — епископом Варлаамом Крутицким в 7095 (1587) году, а третий — с выпуклыми изображениями Распятия, двух ангелов и двух

херувимов — дан в 7172 (1664) году Дмитрием Григорьевичем Шубиным; 2) воздвизальный восьмиконечный крест, с отливным Распятием, обложенный золоченой сканью и обнизанный мелким жемчугом; 3) пять привесных крестов: два из них — зеленые яшмовые, два сердоликовые и один стеклянный; 4) панагия резная из кости, круглая, обложенная сканным серебром, с изображениями на лицевой стороне Св. Троицы, а на задней — святителя Николая; 5) другая панагия, складная, медная с позолотой, итальянской работы: на одной стороне вычеканена Божия Матерь с Младенцем, а по сторонам ее — Доминик и св. Екатерина, с надписями над ними полатыни, а внизу — «Рим» (полатыни же); надругой стороне Божия Матерь с Домеником и другим какимто лицом;

6) большой дискос, переделанный, как это видно из надписи, в 7182 (1673) году из старых сосудов, данных в обитель по княгинестарице Феодосии Сицкой; 7) шитая шелками и золотом плащаница, повидимому — XVII в.; 8) покров того же времени с вышитым изображением преподобного Михаила Клопского во весь рост: правая рука чудотворца

благословляет именословным сложением, а левая держит свиток; одежда из схимы, но голова обнажена. Может быть, это тот самый покров, который, по описям 1659 г., значится данным от боярина Ильи Даниловича Милославского, тестя царя Алексея Михайловича.

В библиотеке монастырской замечательны: 1) синодик в малый лист, писанный крупным полууставом в 1660 г.; 2) книга с копиями жалованных грамот с 1560 по 1690 год; 3) служба и житие св. Евфимия Вяжицкого, — рукопись, писанная полууставом Павлом Гагарой.

На высокой колокольне над святыми воротами, построенной в 1805 г., висят два небольших колокола, вылитых в 7039 (1531) году, и один немецкий колокол в 50 пудов, с надписью на немецком языке, которая гласит: «Клейман из Любека лил меня; из огня разом я вылился в 1647году». Пониже вырезана русская надпись, из которой видно, что этот колокол в 7162 (1653) году отдан в монастырь неким дворянином Ива

ном Лукичем Ланежским.

Особо торжественно празднуется в Клопской обители 11 января — день преставления преподобного Михаила и 23 июня — день прихода блаженного в обитель. В этот день бывает грандиозный крестный ход в монастырь из соседних сел и погостов. Кроме этих дней, в Клопском монастыре бывает еще торжество 15го сентября, когда совершается крестный ход из обители в деревню Завал. Все эти празднества и крестные

ходы привлекают в Клопскую обитель множество богомольцев не только из окрестных селений и близкого Новгорода, но и из более отдаленных мест и даже из Петрограда.

В заключение должно сказать, что Клопская обитель, благоукрашающаяся трудами сестер, под руководством матушки Маргариты, имеет большое воспитательное и просветительное значе ние и особенно — для окрестностей. В ней каждый может найти очень много поучительного для себя, а за церковными службами, которые совершаются чинно, по строго монастырскому уставу, каждый может отдохнуть душой от треволнений бурного моря житейского.

 

Евг. Белков

1917 г

 

© 2010 Свято-Троицкий Михайло-Клопский мужской монастырь
Создание сайта: Pavrona.ru