Летопись монастыря

Судьба монастырского архива нам неизвестна - лишь около двух сохранившихся десятков дел XVIII-XX вв. являются жалкими свидетельствами истории этой интереснейшей обители новгородской. По ним трудно проследить даже основные вехи истории Клопского монастыря в XVIII -XIX вв.

До начала XX в. монастырь был мужским и сохранил ведомость о монашествующих за 1798 г. дает сведения о монастырской братии в количестве 13 человек (7 монахов и 6 послушников).  

Описи церковного и ризничего имущества 1800 г.  и 1811 г.  содержат подробное описание предметов церковного обихода, главного иконостаса, раки под мощами прп. Михаила Клопского: "Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ прп. Михаила и на нем подпись (...) Вокруг раки медная решетка. Балдахин столярной и резной работы (...) С западной стороны большой посеребренный подсвечник местами золочен" .

Среди документов середины XIX в. почти детективное дело о рассмотрении жалобы на настоятеля монастыря игумена Дмитрия, который якобы, притеснял" монаха Аркадия за отказ дать показания на виновника, якобы желавшего поджечь монастырь.  Из рапорта благочинного архимандрита Мануила митрополиту Новгородскому, С-Петербургскому и Эстляндскому Никанору, следует, что монах Аркадий притеснениям не подвергался, хотя вел себя в монастыре не должным образом: собирал в своей келье по ночам братию, однажды явился в трапезу пьяным и другой раз приехал из города в таком же виде. Благочинный сообщал, что монах Аркадий был переведен в Клопский монастырь из Тихвинского Дымского монастыря за провинность под строгий надзор. Он предполагал Аркадия "определить в черные труды", а в случае дальнейшего ропота - перевести в другой какой-либо монастырь.

На этом дело монаха Аркадия прерывается, но следующий рапорт архимандрита Мануила митрополиту Никанору 1852 г. уже показывает далеко не благовидную деятельность игумена Дмитрия, особенно по части хозяйственной деятельности и отношений с братией.  К сожалению, не сохранилось заключительных документов о решении судьбы игумена Дмитрия. Столь же обрывочны, но все таки очень любопытны данные приходно-расходной книги монастыря за 1862 г. Очевидно, что в монастыре регулярно проводились мелкие ремонтные работы, закупались строительные материалы и ряд продуктов.

На основании послужных списков монашествующих за 1916 г. можно свидетельствовать, что с 1913 г. монастырь стал женским. Вероятно, это обусловливалось более значительными возможностями ведения хозяйства и поддержания порядка. В списке указаны сведения о трех монахинях, четырех послушницах и 28 проживающих по паспортам. Во главе монастыря была поставлена игуменья Маргарита - дочь новгородского мещанина. Она прошла монашеский постриг в Десятинном монастыре. Основной возраст монашествующих и послушниц - 50 лет.

Сведения о постройках монастыря и его угодьях содержаться в ведомости 1919 г.  В нем указаны следующие монастырские строения:

1)Соборная каменная церковь во имя св. Троицы с приделом в дьяконнике во имя прп. Михаила Клопского, "где и святые мощи его почивают" с притвором и папертью каменной. С южной стороны - церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменная, с северной - соборная ризница каменная.

2) К востоку от собора под входными воротами - колокольня каменная 3-хярусная.

3) К югу от собора церковь каменная, двухэтажная, в одной связи с двухэтажными корпусами настоятельских келий. Церковь во имя св. Николая с приделами во имя Тихвинской Божией Матери и вмч. Иоанна Воина. В нижнем этаже корпуса - трапезная, кухня, 7 келий.

4) Часовен при монастыре 2: одна из них на станции Шилка новгородской железной дороги, деревянная, другая - при монастыре, каменная, на берегу р.Веряжи.

5) К югу от колокольни - сестринский корпус каменный, одноэтажный.

6) В юго-восточном углу ограды - квасоварня, баня, ледник, кладовая, в юго-западном углу - кельи, каменные, одноэтажные. Такие же кельи в северо-восточном углу.

7) Ограда вокруг монастыря каменная, с 6 небольшими башенками на углах.

8) С северной стороны к монастырю примыкает скотный двор, обнесенный каменной оградой.

Последняя постройка, появившаяся в 1914 г., при игуменье Маргарите, - деревянный двухэтажный дом на каменном фундаменте, к которому пристроены хозяйственные постройки (Прим. - "Коммунистами по распоряжению властей разобран до основания причтовый дом и перенесен в деревню").

Ведомость завершается следующими словами: "Особенно торжественно отмечается богослужение в дни памяти прп. Михаила 11 января и 23 июня, 6-го декабря, 1-го октября и в первое воскресенье Великого поста, когда церковь бывает переполнена молящимися. Несмотря на особенно тяжелое время сестры в числе 40 человек с особой самоотверженностью переживают ниспосылаемые им скорби и лишь твердо надеясь на помощь прп. Михаила. Земли у нас нет, значит нет и насущного хлеба, а потому сестрам приходится заниматься домашним рукоделием, чтобы сыскать себе пропитание. Были у нас особенно тяжелые дни, когда приходила Советская власть и осматривая помещение, находила его удобным для своих целей и решила устроить здесь богодельню, приют и ферму. Слыша такие речи, сестры пришли в полное уныние, но милосердием Божиим и за молитвы прп. Михаила до сих пор ничего подобного не исполнилось и жизнь у нас потекла по прежнему тихому руслу".

Сохранилась среди архивных материалов  и очень подробная опись церковного имущества, находящегося в двух церквях, колокольне и двух часовнях. По всей вероятности она составлена уже после революционных событий, незадолго до закрытия монастыря.  В описи упоминаются все иконостасы и иконы в них в т.ч.: в главном иконостасе Троицкого собора - "храмовый образ Святой Живоначальной Троицы древнего писания в бронзовой ризе чеканной работы" и "образ прп. Михаила Клопского в молении пред св. Троицей с планом монастыря, вокруг его чудеса прп., риза же медная, позлащенная". "Тако святых мощей прп. Михаила бронзовая, с вызолоченными 8-ми клеймами, с сиянием "Всевидящее око", кругом ее внизу и вверху карнизы с пилястрами, а по верхнему борту 8 литых херувимов, по верху раки чеканной работы вызолоченный образ прп. Михаила. Кругом раки медная решетка с шариками. Над ракою на 4-х колонках установлен балдахин (...)

В описи упоминаются 9 колоколов, находившихся на колокольне, разного веса, из которых самый большой - 102 пуда.

Книги монастырские хранились в ризничной палатке. Библиотека насчитывала около 100 названий. Также в ведомости указаны копии с жалованных грамот и планов на землю и сенокосы, рыбные ловли.

В 1919 г. был подписан договор жителей деревни Завал, Хотята, Любоежа, Донцы, с.Васильевского с Новгородским советом рабочих и крестьянских депутатов о передаче в "бессрочное бесплатное пользование находящиеся в Клопском монастыре храмы, здания и богослужебные предметы.  Документ скреплен 110 подписями и сопровождается актом о принятии имущества.

В 1923 г. монастырь был передан в ведение Новгородского музея, у которого не было возможности обеспечить его сохранность и реставрацию. Постепенно постройки начали разбирать на кирпич. Сегодняшнее состояние сохранившихся строений вызывает глубокую печаль и тревогу.

Н.Жервэ.

© 2010 Свято-Троицкий Михайло-Клопский мужской монастырь
Создание сайта: Pavrona.ru